Рубрики
Архивы
Доступная среда
[Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования, представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых  и индивидуальных и коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в Российской Федерации»

В МАДОУ «Детский сад «Теремок» созданы специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на основании документов, определяющих: организационно-нормативные требования к специальным условиям для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам.

Оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, библиотеки, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья 

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательной деятельности на общих основаниях. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.

В МАДОУ созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми.

Оснащены логопедический пункт, кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, сенсорная комната, консультативный пункт. В группах компенсирующей направленности оборудованы места для логопедических и дефектологических занятий.

Кабинеты специалистов оснащены необходимым оборудованием мебелью, техническими средствами обучения.

Наличие библиотеки, объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не имеется. 

Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В детском саду имеются следующие технические средства обучения коллективного пользования, предназначенные для всех категорий воспитанников, в том числе и для детей инвалидов и детей с ОВЗ:

Кабинет Средства обучения и воспитания 
Кабинет педагога-психолога
  • 1 стол, для работы психолога
  • 1 стол для зоны консультирования
  • 2 стула для взрослых, зона консультирования
  • раковина для взрослых
  • раковина для детей
  • 2 парты для детей
  • 6 детских стульев
  • стеллаж книжный

Кабинет

учителя-логопеда

Оснащение кабинета:
 - Настенное зеркало (1,5 - 0,5 м – 2 шт.).
-  Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей
-  Детские столы и стулья для занятий.
-   Стол для логопеда.
-   Два стула для взрослых.
-  Настенные часы.
-  Шкафы и полки для пособий, игр и методической литературы.
-  Навесная школьная доска.
-   Наборное полотно.
-  Фланелеграф.
Оснащение зоны индивидуальной работы с ребёнком:
- Набор логопедических зондов (содержащихся в специальном медицинском стакане)
- Набор зондов для вакуумного массажа.
- ДЭНАС и выносной электрод.
- Лоточек.
- Спирт медицинский.
- Шпатели металлические.
- Вата.
- Салфетки марлевые стерильные.
Техническое оснащение:
- Компьютер
- Принтер
- «Умная пчелка»
- Комплект компьютерных игр «Мерсибо» - 5 шт.
Консультативный пункт

3 детский стола

–     12 стульев

–     стеллаж с игровым оборудованием

–     ландшафтный стол (6 наборов конструктора)

–     бизиборд

Сенсорная комната

дидактическая игрушка «Черепаха» 2 шт

–     тактильная дорожка-набор из 4 модулей

–     ковер

–     сенсорная дорожка с кармашками

–     стеллаж

–     аромонабор

–     водный фонтан

–     музыкальный центр

–     диски  с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т.д)

–     проектор «Нирвана»,

–     зеркальный шар- крутящийся

–     настенный фибероптический ковер с мерцающими звездами «Млечный путь»

–     пучок фибероптических волокон с подсветкой

–     ионизатор воздуха

–     безопасная пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным угловым зеркалом из 2-ух частей

–     сухой душ

–     панно «Бесконечность»

–     волшебная нить с контроллером

–     кривое зеркало

–     световой проектор «Магический шар»

–     кресло-куб трансформер

–     сухой бассейн

–     подушечки с гранулами

–     настольный световой модуль для рисования песком

–     массажные мячики разной текстуры и формы

Данные специальные технические средства обучения можно использовать для индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

– печатные средства обучения (методические пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, хрестоматии для детей, раздаточный и наглядный материал в соответствии с тематическим планированием)
– аудиовизуальные (образовательные мультипликационные и видеофильмы на цифровых носителях, аудиозаписи, мультимедийные презентации, электронные энциклопедии для детей дошкольного возраста);
– наглядные плоскостные средства обучения (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитно – маркерные доски);
– демонстрационные средства обучения (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
– учебные приборы (компасы, барометры, колбы, лупы, микроскопы, мини-лаборатории,  наборы для детского экспериментирования, простых опытов);
– тренажёры и спортивное оборудование  (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, игровое спортивное оборудование).
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Может использоваться при организации образовательной деятельности с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с положениями адаптированной основной программы, реализуемой ДОУ.

Обеспечение доступа в здания для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности здания МАДОУ “Детский сад “Теремок” АГО не позволяют предусмотреть  подъемники, а так же  другие приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации предоставляется сопровождающее лицо. Для удобства ориентирования слабовидящих людей на каждом лестничном марше по краю первой и последней ступеньки на всю ширину ступени, выполнена контрастная полоса ярко-жёлтого цвета с рельефными узкими полосками. Это помогает предупредить незрячих людей о начале и о конце лестничного марша. На прозрачных полотнах дверей размещена яркая контрастная маркировка. У центрального входа оборудован пандус, кнопки вызова персонала. 
Территории ДОУ условно доступны для передвижения маломобильных групп граждан, здания ДОУ оборудованы пандусами для свободного доступа в них. В дошкольном учреждении разработан паспорт доступности объектов социальной инфраструктуры .

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация  питания  осуществляется  в  соответствии  с СанПиН  2.4.3648-20,  договором,  заключенным  между  родителями  (законными представителями) воспитанников и детским садом. Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной бракеражной комиссией,  в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения, а также председатель профсоюзного комитета детского сада и родители. Приготовление блюд осуществляется на основе разработанных технических карт и 10-дневного меню, основным принципом которого является достаточное поступление всех пищевых веществ, необходимых для нормального роста и развития детского организма с соблюдением технологии приготовления пищи. Разработка меню осуществляется с помощью программного обеспечения «Вижен-Софт: Питание в детском саду». На каждое блюдо имеется технологическая карта. Введен второй завтрак (соки, фрукты, напитки), для повышения иммунитета даются – лук, чеснок, отвар шиповника, кисломолочные продукты и др.  Высокое качество питания в детском саду подтверждается отсутствием отрицательных результатов лабораторных исследований и протоколов Роспотребнадзора Ежедневно дети получают необходимое количество белков, жиров и углеводов, проводится витаминизация 3-го блюда аскорбиновой кислотой. В рационе присутствуют свежие фрукты, овощи, соки.

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ –  нет. При наличии справки от лечащего врача, организуется питание с заменой продуктов, которые противопоказаны. Дети-инвалиды питаются в ДОУ бесплатно

Специальные условия охраны жизни и здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Охрана здоровья воспитанников в ДОУ осуществляется в соответствии со статьей 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании».

Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Свердловской области и Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 16.09.2014 № 1178-п/210-д «О совершенствовании медицинского обеспечения в образовательных организациях Свердловской области», Порядком оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения РФ от 5.11.2013 № 822и.

Медицинское обслуживание детей, посещающих детский сад, обеспечивается медицинским персоналом ГАУЗ СО «Городская больница города Асбеста» «Детская поликлиника» на основании договора № 33 об организации медицинского обслуживания детей-воспитанников в дошкольном образовательном учреждении от 09.01.2019 г. Для совершенствования условий оказания медицинской помощи воспитанникам в медицинский кабинет на ноутбук  проведен интернет и установлена программа VIPNet.

Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания в дошкольном образовательном учреждении оборудованы следующие  помещения:  медицинский кабинет, процедурный кабинет и 2-х изоляторов (один на 1 койкоместо, второй на 2 койкоместа). Оснащен оборудованием и инструментарием согласно СанПиН  2.4.3648-20. Медицинские кабинеты имеют лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Противопожарная безопасность. В детском саду имеются первичные средства пожаротушения в полном объеме. Работает голосовое оповещение при пожаре, все здания оборудованы автоматическая пожарная сигнализация и системой оповещения об эвакуации.  Здание оборудовано световыми коробами «ВЫХОД»  для определения слабовидящих посетителей эвакуационных выходов.

 Антитеррористическая безопасность.  

ДОУ по местам осуществления образовательной деятельности охраняется сотрудниками ЧОП. На 1 этаже здания расположен комплекс охранной сигнализации, кнопка тревожной сигнализации с прямым выходом на пульт вызова группы быстрого реагирования, система управления доступом (дополнительное оборудование для видеодомофонов), оборудование по видеонаблюдению. Территория оборудована дежурным наружным освещением.

Доступ к информационным системам и информационно – телекоммуникационным сетям, приспособленный  для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Воспитанники ДОУ не имеют доступа  к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованных компьютерных классов нет.

Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Для проведения психолого-педагогической диагностики применяются диагностические материалы сайта “Мерсибо”, презентации и игры разработанные педагогами

Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат

Общежитие, интернат отсутствуют 

Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Общежитие, интернат отсутствуют]

Условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами
[Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ №11 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав воспитанников с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с воспитанниками с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья воспитанников с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения ДОУ для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МБДОУ №11 созданы следующие условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

  • ДОУ реализует специальную адаптированную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи;
  • прием детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основании рекомендаций ПМПК;
  • вопросы деятельности ДОУ, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом ОУ и локальными актами образовательного учреждения;
  • в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в ДОУ работает учитель-логопед, педагог-психолог и медицинский работник;
  • для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – воспитанниками, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Обучение детей с ОВЗ

К обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (п. 16 ст. 2) относит физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Они предусматривают:

1) создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь его родителям;

2) обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ к обучению в школе;

3) законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ОВЗ к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;

4) внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в случае нарушения их права на инклюзивное образование.

Отдельные требования к качеству образования для детей-инвалидов предъявляет ГОСТ Р 52142-2003. Согласно стандарту условия для детей-инвалидов должны быть созданы с учетом их физического состояния, характера инвалидности и обеспечивать необходимые удобства в процессе воспитания и обучения. Специальные образовательные программы должны быть составлены с учетом способности того или иного ребенка-инвалида к восприятию и усвоению навыков воспитания и обучения.]

Положение о логопедическом пункте 

Положение о психолого-педагогическом консилиуме в МАДОУ “Детский сад “Теремок”

Положение об организации и оказании психолого-педагогического сопровождения обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования, своем развитии, социальной адаптации, в том числе при реализации адаптивных образовательных программ в МАДОУ “Детский сад “Теремок”

Положение о сенсорной комнате МАДОУ “Детский сад “Теремок”

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (Обеспечение доступа в здание МАДОУ “Детский сад “Теремок” АГО инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья)

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития в МАДОУ “Детский сад “Теремок”

Положение о группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Положение о работе педагога-психолога в МАДОУ “Детский сад “Теремок”

Нормативная документация:

Концепция ФГОС для обучения детей с ОВЗ 

Письмо МОиН РФ от 13.01.2016 N VK-1507 O направление МР о раннем выявлении отклонений

Письмо МО РФ от 27.03.2000 27 901-6 О ПМПконсилиуме ОУ

СанПиН от 10.07.2015 26 Об утверждении СанПиН для ОВЗ

Приказ Минобрнауки РФ от 9 ноября 2015 года № 1309 “Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи” 

 
Общественное обсуждение «Формирование современной городской среды на территории Асбестовского городского округа на период 2018-2024 годов»
Вход
Войти с помощью: 

44 + = 50

ОПСО
Горячая линия
Цифровое ТВ