Рубрики
Архивы

Речевые игры в режимных моментах имеют особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи родного языка. Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментахКогда всё, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Одно из главных направлений в системе работы – развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности детей, которые реализуются через решение следующих задач:

  • побудить ребенка реагировать на обращенную к нему речь;
  • научить слушать воспитателя;
  • выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • вызывать речевое подражание (связанное с практической деятельностью детей);
  • накопить и расширить пассивный словарь ребенка.

Осуществление работы проходит не только во время непосредственно-образовательной деятельности, но и во всех режимных моментах в разных видах детской деятельности: коммуникативной, двигательной, игровой, трудовой, продуктивной, познавательно-исследовательской (совместная деятельность с воспитателем, самостоятельная деятельность детей).

Утренний прием детей. Можно проговорить.

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Арину верблюжонок,

Дашу ждет большой слоненок,

Проша с мишкою играет,

Соня  Даше помогает,

Нянчит Лерочка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Ой, люшеньки-люшки!

Нашему Илюшке-

Доброе утро.

Доброе утро!

Утро с шутками, Прибаутками!

Продолжить можно с выбранной игрушкой

Так же можно использовать разные потешки и стихи А.Барто.

Переоценить значение пальчиковой гимнастики достаточно сложно. Пальчиковые игры развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стишки помогают снять нервное напряжение. Дети быстрее учатся писать, лучше говорить, лучше запоминать, у них развивается координация движений, они скорее успокаиваются после стресса. Пальчиковые игры включаем в режим дня перед утренней гимнастикой, после прогулки, после дневного сна: не только ранее разученные и хорошо знакомые, но и новые; используем прием «равный-равному», выполнение роли ведущего ребенком.

Для старшего дошкольного возраста можно использовать индивидуальные беседы: «Волшебное слово», «Кто лучше знает правило дорожного движения». Индивидуальная работа. «Что означает слово «Здравствуй».Закрепить знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, потренировать в произношении ласковых форм слова. И все это возможно сделать в ненавязчивом диалоге между ребенком и воспитателем. Очень детям нравятся игры с картинками.

  1. В комплексы утренней гимнастики

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ-топ-топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ,

Топ-топ-топ.

Детки хлопать все умеют,

Своих ручек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ручек не жалеют.

Детки топать все умеют,

Своих ножек не жалеют.

Вот так, вот так, вот так,

Своих ножек не жалеют!

 Девиз:

Сильным хочешь быть и смелым.  По утрам зарядку делай!

мы включаем общеразвивающие упражнения без предметов и с использованием  различных предметов и снарядов (упражнения с палками, мячами, флажками, обручами, скакалками.), что способствует развитию свойств психики-внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени. Упражнения для кистей рук(сжимание, разжимание кулаков, вращение кистей рук) укрепляют мелкие мышцы рук, активизируют кровообращение, повышают тонус коры головного мозга.

  1. Продумываем дежурства по столовой

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Для старшего возраста организуем таким образом, чтобы один из детей уверенно владел умениями и комментировал все свои действия, обучая второго, обладающего недостаточно сформированными навыками. Обучение приемам правильной сервировки (последовательность, правила раскладывания столовых приборов и посуды) также способствуют развитию мелкой моторики рук. Беседы: «Как правильно сервировать стол», «Вкусная здоровая пища» и т. д.  Дети, сегодня у нас дежурные Вероника  и Соня. Они накрывают на стол, а вы послушайте нашу беседу.

  • Вероника, какую посуд ты расставляешь?
  • Тарелки.
  • Куда ты ставишь тарелки?
  • На стол.
  • Какие у тебя тарелки: глубокие или мелкие?
  • Глубокие.
  • Какой формы твои тарелки?
  • Крупные.
  • Какого цвета тарелки?
  • Белые с рисунком.
  • Из какого материала сделаны тарелки?
  • Из фарфора.
  • Сколько тарелок на одном столе?
  • Две тарелки.
  • Как ты их ставишь? Как с ними обращаешься?
  • Ставлю осторожно.
  • Почему нужно ставить их осторожно? Что с ними случается, когда они падают?
  • Они бьются.
  • Соня, а что кладешь на стол ты?
  • Ложки и вилки.
  • С какой стороны от тарелки ты положишь эти приборы?
  • Справа.
  • В какой руке дети будут держать ложку?
  • В правой руке.
  • Скажи мне все, что можно сказать про ложку, какая она?
  • Тяжелая, металлическая, блестящая и др.
  • Что мы будем делать ложкой?
  • Кушать (суп) и т. д.

Беседу с детьми можно продолжить, когда они сядут за столы, но еще не кушают:

  • Дети, скажите разными словами, как мы должны сидеть за столом?
  • Прямо (ровно) .
  • Тихо (спокойно).
  • Как мы должны кушать?
  • Бесшумно.
  • Молча.
  • С закрытым ртом и т. д.

Во время приема пищи проводится работа по закреплению лексико-грамматического строя речи. Закрепляем:

  • видо-родовые понятия (овощи, фрукты, посуда),
  • согласование существительных и прилагательных (суп гороховый, пюре морковное, творожная запеканка)
  • признаки (как можно назвать пюре, приготовленное из моркови (морковное), морс из яблок, лимона, назвать овощи, которые были в супе и т.д.)
  • родственные слова (хлеб – хлебушек, хлебница, хлебный, нахлебник),
  • ласковые слова (булка-булочка)
  1. Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервничают. Такие шутливые потешки помогут им успокоиться и спокойно покушать:
  2. Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Кто кашу не ест, кто молоко не пьет –

Забодает, забодает, забодает.

  1. Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне… Вот и кончился обед.

  1. Я обед съедаю сам. Открываю рот и – ам!

Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет – он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «сыт, сыт, сыт, сыт».

  1. Во время сборов на прогулку мы предлагаем детям

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает, устали не знает.

Так, во время одевания или раздевания детей, воспитатель разговаривает с ними о том, что они надевают или снимают, какого цвета одежда, из какого материала она сшита и т. д.

Показ и рассматривание одежды.

 А так же для детей старшего возраста придумать слова со звуком в середине, в начале, в конце слова, назвать предметы одежды (в зависимости от сезона), предлагаем различные задания на закрепление лексических понятий, грамматических форм (надеваю, одеваю; кладу – положу), закрепляем  умения правильно выражать просьбу (предложения простые и распространенные). На прогулке, я всегда провожу наблюдения за живой и не живой природой. поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано, какое сейчас время года;

в холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками;

посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает;

загадать загадку и найти отгадку;

поискать приметы времени года;

познакомить ребенка с народными пословицами и приметами;

прочитать стихотворение, вспомнить песенку;

поиграть в игру природоведческого содержания,

Деятельность в  природе (труд, дежурство, поручения, наблюдения, игры, экспериментирование), организованная в группе и на прогулке способствуют:

  • обогащению связной речи: описание растения и животного, рассказ о выполненной работе, эксперименте; развитию лексики: признаки растений и др.; развитию словаря: названия растений и животных;
  • формированию трудовых навыков, что благоприятно сказывается на развитии психических процессов (внимание, воля, память, мышление), становлению физических качеств (сила, выносливость, ловкость), а также  укреплению рук и плечевого пояса, развитию мелкой моторики (работа с инструментами).

 Во время укладывания на сон:

  1. Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай.

Белолапа, не скули. Моих деток не буди!

  1. Спать пора. Уснул Бычок – лег в коробку на бочок.

Сонный Мишка лег в кровать. Только Слон не хочет спать.

Головой кивает Слон – он Слонихе шлет поклон.

 

  1. После сна  мы проводим закаливающие процедуры: (гимнастика в кроватях, хождение по корригирующим дорожкам. Всё это способствует общему укреплению организма
  1. «Солнышко просыпается» – и. п. : лежа на спине. Поднять голову, повороты головы влево – вправо. (4 раза.)
  2. «Солнышко купается» – и. п. : то же. Обхватить руками колени, перекатываться с боку на бок. (4 раза.)
  3. «Солнечная зарядка» – и. п. : то же, руки вытянуты назад. Поднимать одновременно руки и ноги вверх – вперёд. (4 раза.)
  4. «Солнышко поднимается» – и. п. : лёжа на животе, руки согнуты в локтях. Приподниматься на прямые руки, не отрывая ног от кровати. (4-5 раз)
  5. «Я – большое солнышко» – и. п. : стоя на ногах возле кроватки. Поднять руки вверх через стороны, потянуться, встать на носки. (4 раза)

Ходьба на месте обычная.

  1. В нашей группе широко используются игры-инсценировки, игровые ситуации, которые побуждают  детей к положительным формам общения, формируют чувства сопереживания, отзывчивости, желание оказать помощь. Всвободной деятельности дети используют различные виды театров: кукольный, настольный, . Всё это способствует развитию связной речи, формированию у детей коммуникативных навыков (умения распределять роли, договариваться о выполнении главной роли, считаться с интересами и желаниями друг  друга).
  2. Речь детей формируется под непосредственным влиянием речи окружающих его взрослых и зависит от речевой практики, культуры речевого окружения, главным образом семьи. Поэтому строим  работу с семьей . Мы проводим следующую работу с родителями:

Анкетирование, индивидуальные встречи с родителями (их  выстраиваем в процессе личностно-ориентированного общения с каждой семьёй в течение всего года);

семинары для родителей по обмену опытом (на таких семинарах родители имеют возможность познакомиться с методами и приёмами развития речи детей, познакомиться  с играми, в которые они могут поиграть дома);

подбор литературы по вопросам и проблемам речевого развития.

Отдельно стоит обратить внимание уход ребенка из детского сада. Ребенок должен не забыть о правилах хорошего тона, а именно попрощаться с воспитателем и детьми группы. Воспитателю и родителям необходимо формировать положительное отношение ребенка к детскому саду и настраивать детей на следующие посещения.

В заключении хочу отметить, продуманное и хорошо организованное время детей в детском учреждении имеет большое значение в режиме дня. Вся работа по развитию речи должна быть подчинена главной задаче – подготовке к успешному обучению в школе и успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

51 + = 60

Вход
Войти с помощью: 

38 + = 44

ОПСО
Горячая линия
Цифровое ТВ