Рубрики
Архивы

Можно ли предсказать будущее ребенка? Сказать, насколько он будет успешен в учебе, личных отношениях, отношениях с коллективом? На первый взгляд кажется, что это невозможно. Но ученые провели интереснейший эксперимент, который дает нам некоторые ответы на этот счет. 

От чего зависит жизненный успех

В 1960 – х годах профессор Стендфордского университета Уолтер Мишел провел эксперимент, который по сей день не утратил своей актуальности и пролил свет на вопрос – от чего зависит жизненный успех. 

В ходе эксперимента детям от 4 до 6 лет было предложено условие: они могут съесть зефир (или другое лакомство по их выбору) немедленно, едва только получив его, а могут подождать 15 минут и тогда получить еще один такой же зефир в виде вознаграждения за ожидание. 

Дальше начиналась самая бесчеловечная часть эксперимента – экспериментатор уходил, оставляя ребенка в пустой комнате, один на один со сладким искушением. Часть детей тут же поддавались импульсу и съедали зефир, еще до того, как экспериментатор закрывал за собой дверь. Еще часть держались несколько минут, потом съедали зефир. Наиболее терпеливые дети дожидались возвращения экспериментатора с обещанным вторым угощением. В зависимости от возраста и других условий процентное соотношение 

«терпеливых» и «нетерпеливых» было разным. 

Самое интересное произошло через несколько лет, когда те люди, которые принимали участие в эксперименте, были протестированы учеными на предмет их успехов и достижений (как академического, так и личного характера). 

«Терпеливые» в прошлом дети (те, кто сумели умножить свой зефир ожиданием) имели стабильно более высокие показатели по целому ряду признаков. Это были и академические способности, и состояние здоровья, и уровень сопротивления стрессу, и личные взаимоотношения. Те, же, кто в дошкольном возрасте оказывались «нетерпеливыми», имели больше проблем с фактическими показателями (обучением и способностями достигать жизненных целей), с собственными эмоциями и межличностными отношениями.

По «зефирному тесту» оказалось, возможно, предсказать уровень жизненной компетентности в будущем.

Эксперимент проводился неоднократно, подтверждая свою достоверность: люди в возрасте 27–32 лет, которые дошкольниками демонстрировали наибольшую выдержку в «зефирном» тесте, имели оптимальный индекс массы тела, эффективнее добивались своих целей, успешнее справлялись со стрессами, их отношения с окружающими были благополучными.

Результатом «зефирного теста» стало ясное понимание, что самоконтроль и сила воли управляют жизненными успехами в огромной степени. Человек может быть умным, талантливым, но без самоконтроля он как яхта без паруса. Это в равной степени относится к маленьким детям, дошкольника.

Для того, чтобы помочь детям в их будущей жизни, нужно развивать не интеллектуальные способности, а способность к саморегуляции. Даже при выдающихся умственных способностях учиться и в дальнейшем работать без применения волевых усилий невозможно.  

Способность откладывать сиюминутное удовольствие ради будущей награды – краеугольный камень для успеха в любой области. 

Для получения больших наслаждений необходимо себя ограничивать.

Эпикур 

Ведем ли мы речь о здоровье, карьере, отношениях с людьми, обучении  – везде есть необходимость сдерживать свое «хочу прямо сейчас» ради достижения больших целей. Вы хотите лежать на диване и есть пончики, но от этого пострадает ваше здоровье и внешний вид в будущем. Вы хотите откликнуться на все сообщения друзей, пришедшие к вам в течение рабочего дня, но это скажется на вашей карьере. Вы хотите дать волю всем своим эмоциям, но от этого могут испортиться ваши близкие отношения.

Ради того, чтобы достичь целей вы учитесь (или оказываетесь неспособными научиться) отказываться от сиюминутных желаний. Способность отложить удовольствие  – одна из важных составляющих эмоционального интеллекта человека. 

Воля человека и самоконтроль не врожденные качества, их можно воспитывать и помочь сформировать детям. В одной из вариаций «зефирного теста» детей учили методам переключения внимания ради получения вознаграждения, и у этих детей повышался порог терпения, они были способны к самоконтролю в большей степени. 

Когда родители занимаются воспитанием детей, в фокусе их внимания в основном оказываются заметные и измеримые показатели: умение читать, считать, писать – это считается критерием успешности подготовки к школе. Но в реальности эти показатели далеко не так важны, как незаметные и очень важные составляющие характера: сила воли, мотивация, способность к самоконтролю. 

Успехи и благополучное существование ребенка в школе это не случайная удача и не заложенная природой данность. Во многом это следствие гармоничного и адекватного развития ребенка.

Успехов Вам и Вашим детям!

по материалам книги «Большая книга родителей будущих первоклассников» (автор Елизавета Филоненко) подготовила учитель-логопед Л.А. Анцыгина

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован.

− 5 = 2

Общественное обсуждение «Формирование современной городской среды на территории Асбестовского городского округа на период 2018-2024 годов»
Вход
Войти с помощью: 

17 + = 22

ОПСО
Горячая линия
Цифровое ТВ